Евреи Известные и Неизвестные на Почтовых Марках

Кахане Меир

Израиль, Еврейский националист, 1932 - 1990

Мать рава Кахане — Соня (Сарра) Трейнина, попала в Америку в 1919 году, когда её родители бежали из Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия), спасаясь от большевистского режима, Меир Кахане вырос в Нью-Йорке. Тринадцать лет учился в знаменитой ортодоксальной иешиве «Мир» в Бруклине в которой получил «смиху» (звание раввина). Получил степень бакалавра в Нью-Йоркской юридической школе, затем изучал международное право в Нью-Йоркском университете и защитил степень магистра. Начал карьеру раввином консервативной синагоги в Говард-Бич в Бруклине. Был сторонником ортодоксальной интерпретации галахи, поэтому его контракт не был продлен. После этого Кахане зарабатывал на жизнь развозкой газет. В 1968 году стал журналистом, а затем и редактором «Jewish Press» — самой крупной еврейской еженедельной газеты того времени. В 1968 году создал «Лигу защиты евреев» для охраны еврейских кварталов Нью-Йорка от хулиганства, нападений и провокаций со стороны антисемитов из негритянских и латиноамериканских кварталов.
В 1969 году рав Кахане и «Лига защиты евреев» стали первыми, кто начал открытую бескомпромиссную борьбу за право советских евреев репатриироваться в Израиль. 21 марта 1971 года Лига провела масштабную демонстрацию в Вашингтоне возле советского. посольства. Поскольку демонстранты перекрыли движение возле посольства, Кахане и ещё несколько человек были арестованы. Лига участвовала в демонстрациях против нацистов и совершила несколько терактов. В октябре 1970 года ею был организован взрыв в нью-йоркском представительстве Организации освобождения Палестины, 23 ноября 1970 года бомба была брошена в офис Аэрофлота в Нью-Йорке, в том же месяце было сожжено три машины советских дипломатов, в апреле 1971 года были организованы взрывы в советских торговых представительствах в Нью-Йорке и Амстердаме. Каждый раз после терактов делались звонки, в которых звонившие повторяли лозунг «Никогда больше».
В сентябре 1971 года Меир вместе с женой и четырьмя детьми репатриировался в Израиль и поселился в Иерусалиме. С первых же дней пребывания в Израиле, Кахане подключился к политической борьбе и пытался внедрить в жизнь свои идеи. Кахане выступал с требованиями аннексии территорий, захваченных в 1967 году и выселения (трансфера) арабов, не признающих еврейский характер государства Израиль, за его пределы. В его терминологии этот трансфер назывался «завершением обмена населением», поскольку с 1948 года Израиль принял около 750 000 евреев-беженцев из арабских стран. Растущее арабское меньшинство Кахане считал угрозой, способной уничтожить Израиль в качестве еврейского государства демографическим путём. Кахане был противником современного устройства Государства Израиль, полагая, что между стремлением сохранить в Государстве Израиль демократический режим западного типа и желанием, чтобы это государство было еврейским, существует противоречие. Арабам, согласившимся покинуть Израиль добровольно, Кахане предлагал выплатить денежную компенсацию за оставленное ими имущество. Едва ли не с первого дня пребывания в Израиле рав Кахане стал объектом нападок и преследований со стороны властей и «левых» кругов. Он стал первым евреем в Израиле, который подвергся так называемому «административному» аресту без суда и следствия и был заключен в тюрьму, где провел несколько месяцев.
В 1971 году он создал движение «Ках», которое участвовало в выборах в Кнессет в 1973, 1977 и 1981 годах, но не преодолевало электоральный барьер. Перед выборами в Кнессет 1984 года Центральная Избирательная комиссия не допустила движение «Ках» к выборам, признав его программу расистской. Однако Верховный суд Израиля отменил это решение, и «Ках» получил 25 907 голосов (1.2 %), и был представлен в Кнессете Меиром Кахане. Его избрание в Кнессет вызвало волну истерических реакций множества политических партий, государственных и общественных организаций в Израиле и за его пределами. В 1988 г. ЦИК не допустила «Ках» к выборам на основании предыдущего обращения Кахане в Верховный суд Израиля (БАГАЦ), в котором он заявлял, что «требование обеспечения безопасности (граждан Израиля) оправдывает серьезные дискриминационные меры против арабов». БАГАЦ утвердил решение избирательной комиссии, постановив, что «заявление и действия „Ках“ являются расистскими». При этом, согласно предвыборным опросам, движение «Ках» могло получить в Кнессете 12-го созыва от 6 до 12 мандатов. Некоторые эксперты предсказывали даже 20 %, что сделало бы «Ках» третьей по величине партией в Израиле.
В 1990 году после лекции на Манхэттене палестинский араб Эль Саид Нуссар застрелил Кахане. Несмотря на многочисленных свидетелей убийства, присяжные на суде не признали его виновным в убийстве, а обвинили только в незаконном владении оружием. Судья был недоволен решением присяжных, которые, по его мнению, проигнорировали серьёзные доказательства, и приговорил Нуссара к 22 годам лишения свободы (максимально возможный срок за незаконное хранение оружия). В 2006 году террорист признался в содеянном в документальном фильме «Кешер теомим» израильского режиссера Дани Ситона. В настоящее время Нуссар отбывает тюремный срок за участие в подготовке взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 году. На похороны рава Кахане в Иерусалиме пришло, по разным оценкам, от 20 до 50 тысяч человек. После убийства Кахане движение «Ках» раскололось. Младший сын Меира Кахане Биньямин Зеев возглавил движение «Кахане хай». Биньямин Зеев Кахане и его жена Тали погибли в 2000 году, когда палестинские террористы расстреляли их машину возле поселения Офра в Самарии. «Лига защиты евреев» в Америке продолжала существовать, пережив несколько небольших вплесков активности в середине 1970-х и в начале 1980-х, но её деятельность существенно сократилась. После теракта 25 февраля 1994 года в «Пещере Праотцов» совершенного членом движения «Ках» Барухом Гольдштейном, организации «Ках» и «Кахане хай» были объявлены Израилем террористическими и запрещены.