Евреи Известные и Неизвестные на Почтовых Марках

Корда Александр

Англия, Кинорежиссёр, 1893 - 1956

Родился в еврейской семье в
поселке Пуштатурпашто в Венгрии. Настоящее имя - Шандор Ласло Келлнер. Его отец был управляющим в богатом имени, где прошли детские годы Шандора. После внезапной смерти отца он вместе с матерью и младшими братьями перебрался в Будапешт. Еще, будучи подростком, начал пробовать силы в журналистике, публикуя свои материалы в либеральной газете "Независимая Венгрия". С 1909 года писал под псевдонимом Шандор Корда, позднее - как Александр Корда. В 1911 году на несколько месяцев он в качестве собственного корреспондента был откомандирован в Париж, где часто посещал киностудию "Патэ". По возвращении домой Корда стал ведущим кинокритиком, работал переводчиком титров в фирме "Пиктограф", и вскоре основал собственный киножурнал. С 1914 года начал снимать собственные фильмы, а три года спустя стал одним из основателей киностудии "Корвин", построенной в окрестностях Будапешта. В этот период Корда активно работал не только как режиссер, но и как продюсер, став одним из влиятельнейших людей в венгерском кинематографе. В 1919 году после провозглашения Венгерской советской республики Корда был назначен членом комитета по кинематографии при новом правительстве (фактически – наркомом) и руководил национализацией кинопроизводства.
Почтовая марка Вегерской советской республики. 1919 г. >>>
С падением большевистского режима, Корда был арестован. После короткого заключения, в ноябре того же года, вместе со своей женой, ведущей венгерской актрисой Марией Фаркас, он уехал в Вену, а оттуда перебрался в Берлин, где поставил несколько немых фильмов на киностудии "УФА". Успех драмы "Дюбарри сегодня" (1927 г.) по сценарию драматурга Лайоша Биро, позволил ему заключить контракт в Голливуде. В Америке он заявил о себе, поставив фильм "Частная жизнь Елены Троянской" (1927 г.), в котором главную роль сыграла его жена Мария. Другие фильмы, снятые им тогда в Голливуде широкого успеха не имели, и в 1931 году он вернулся в Европу. После короткого пребывания в Париже, Корда очутился в Великобритании. В 1932 году основал компанию "Лондон филмз", ставшую вскоре крупнейшим кинопредприятием в стране, а три года спустя построил студию в Денгеме. Вскоре вокруг него собралась команда, ядром которой стали его младшие братья - Винсент и Золтан Корда. В группу входили также сценарист Лайош Биро и приехавший из Франции оператор Жорж Периналь. Первыми британскими картинами Корды стали романтические комедии "Услуги для дам" и "Репетиция свадьбы" (обе сняты в 1932 г.). однако настоящий успех пришел к нему в 1933 году с исторической драмой "Частная жизнь Генриха VIII." Благодаря необычному для британского кино размаху постановки и блестящей актерской игре, фильм стал настоящим событием и был выдвинут на соискание премии "Оскар". Увы, сделанный по тому же рецепту фильм Корды "Частная жизнь Дон-Жуана" (1934 г.), получился намного слабее и даже не оправдал вложенных в него средств. Подобная же участь постигла и следующую картину Корды "Рембрандт" (1936 г.), посвященную жизни знаменитого голландского живописца. Однако Корда успешно работал как продюсер, участвуя в создании таких фильмов как "Человек, который мог творить чудеса" (1936 г., "Пламя над Англией" (1937 г., , "Маленький погонщик слонов" (1937 г.), "Четыре пера" (1939 г), В двух последних фильмах режиссёром был брат Александра, Золтан). После начала Второй мировой войны, Александр корда на протяжении двух лет работал в Соединенных Штатах сняв лучшие свои фильмы «Багдадский вор« (1940 г.) и «Леди Гамильтон» (1941 г.). «Багдадский вор» получил «Оскара» в 1941 году, а мелодрама про любовь знаменитого адмирала Нельсона и красивой женщины (играла Вивьен Ли), особенно соответствовала настроениям военных лет и произвела настоящий фурор. Фильмы «Багдадский вор», «Леди Гамильтон» и «Книга джунглей» Корда в годы войны подарил Советскому Союзу в знак признательности за его вклад в борьбу с нацизмом. По возвращению в Великобританию, Корда первым из кинематографистов был удостоен дворянского звания за свой вклад в становление британского кинематографа. Однако, в сороковые годы лидирующее положение его в кинопроизводстве под напором более пробивных конкурентов, пошатнулось. Однако он продолжал работать, преимущественно как продюсер, в том числе в картинах ставших классикой мирового кино "Анна Каренина" (1948 г., реж. Жюльен Дювивье), "Третий человек" (1949 г. реж. Кэрол Рид) и "Ричард III" (1955 г. реж. Лоуренс Оливье). Собственные же его режиссерские работы - романтическая драма "Совсем чужие" (1945 г.) и экранизация пьесы Оскара Уайлда "Идеальный муж" (1947 г.) прошли практически незамеченными. Александр Корда скончался 23 января 1956 года в Лондоне от сердечного приступа. Несмотря на неудачи последних лет, он навсегда вошел в историю мирового кинематографа как один из наиболее выдающихся деятелей, который сочетал незаурядный талант с творческим подходом в работе над фильмами.