Евреи Известные и Неизвестные на Почтовых Марках

Фрид Ян

СССР, Режиссёр, 1908 - 2003

На марке почтовой карточки, вышедшей в России в 2002 году и посвящённой замечательному артисту М.М. Яншину, изображена сцена из фильма-спектакля «Двенадцатая ночь». Поставил этот фильм режиссёр Ян Фрид. Его настоящее имя Яаков Борухович Фридланд. Родился он в Красноярске в многодетной еврейской семье. Его отец служил приказчиком в магазине и при этом был заядлым картёжником. Так, что семье приходилось нелегко, когда фортуна поворачивалась к нему спиной. Фридланды сдавали комнаты артистам и те частенько брали ребят с собой на спектакли. Так возникло у Якова знакомство, а потом и любовь к театру. В 14 лет Яков Фридланд решил вступить в Красную Армию. Он окончил курсы и служил санитаром в военном госпитале. Но вскоре вышел приказ Реввоенсовета о демобилизации всех несовершеннолетних красноармейцев. Комиссар дивизии дал Якову направление на Рабфак** и отправил парня в Москву. На Рабфаке бывший красноармеец учился со многими детьми высокопоставленных партийных функционеров. Был знаком с Якеовым Джугашвили, дружил с сыном Каменева Лютиком. Активно участвовал в самодеятельном театральном кружке. Через какое-то время учёба на рабфаке исчерпала себя, и он уехал обратно в Сибирь. Собрал любительский театр из молодёжи и стал его режиссёром. Театр гастролировал по городам Сибири и имел большой успех. В Новосибирске Яков поставил первую оперетту начинающего тогда композитора Исаака Дунаевского «Весы». Свой первый фильм о зверствах белогвардейцев он снял по заданию крайкома комсомола на трофейной плёнке и трофейной кинокамерой, доставшихся от колчаковцев. Было ему тогда 18 лет. Плёнки проявлялись в Москве и оказались бракованными. На них ничего не было. А Яков поступил на режиссерский факультет Ленинградского театрального института, окончил его в 1932 году, а затем и Киноакадемию при ВГИКе, где его наставником был Сергей Эйзенштейн. С 1938 года начал работать на киностудии "Ленфильм", где дебютировал короткометражным фильмом по рассказу А.П.Чехова "Хирургия. В 1932—1962 гг. преподавал в Ленинградском государственном театральном институте), с 1939 — в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (в 1970 году стал профессором). ВОВ прервала его режиссёрскую и преподавательскую деятельность. Он служил всю войну в лётной части, дошёл до Берлина и расписался на одной из колонн Рейхстага. За несколько дней до окончания войны заместитель командующего 15 воздушной армии генерал Сухачев приказал ему поехать в Ригу, привезти в часть труппу Райкина. «Ты же говорил, что хорошо его знаешь, вот и докажи, что это правда!» — сказал он. Вот как сам Фрид рассказывает о дальнейшем: «Лечу в Ригу, нахожу Дом офицеров, где остановились артисты. Иду по коридору, а мне навстречу — милейшая блондинка в японском халатике-кимоно. Я, не отрывая от нее глаз, спрашиваю, где найти Райкина». «Я провожу вас, — отвечает. — Я артистка его театра».— Он был просто неотразим — строен, высок, щеголеват, — рассказывала потом Виктория Горшенина. — И как-то сразу мне понравился. Поженились они уже после войны. Их совместная жизнь началась в коммуналке на Коломенской улице, была счастливой и продолжалась до самой смерти Яна Борисовича. После войны Ян Фрид (так его теперь звали) снял военно-исторический фильм «Балтийская слава».
В начале 50-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы, в 1953 году поставил фильм-спектакль "Любовь Яровая", а в 1955 году экранизировал "Двенадцатую ночь" У. Шекспира В дальнейшем снимал картины различных жанров, но с начала 70-х годов он начал активно работать в жанре музыкального кино, поставив фильм "Прощание с Петербургом" о пребывании в России Иоганна Штрауса. Огромный успех ожидал Яна Фрида после выхода на телеэкраны великолепной "Собаки на сене", снятой им по пьесе Лопе де Веги. Не менее популярными стали и новые его фильмы – оперетты "Летучая мышь" , "Сильва". До сих пор не сходят с экранов также "Благочестивая Марта" и "Дон Сезар де Базан". В 50-х годах Сталин вдруг распорядился снимать не более 8 фильмов в год, а в это время только на «Ленфильме» делали 20–25 картин. Таким образом, весь кинематограф остался без работы. Для того, чтобы хоть что-то заработать, артисты стали выступать на концертах, а режиссерам снимали фильмы о союзных республиках. Фрид снял «Советскую Удмуртию», «Советскую Бурят-Монголию» и видовой фильм о красотах Азербайджана. После большого успеха «Двенадцатой ночи» в 1955 году Фриду чиновники от кинематографии почти 5 лет не давали снимать музыкальные фильмы, требуя делать картины о колхозной жизни и трудовых подвигах. Так появились «колхозные» фильмы «Чужая беда» и
«Дорога правды» Зато в этом фильме Фрид открыл путь в кинематограф таким замечательным артистам, как Людмила Гурченко и Николай Рыбников. После «Зелёной кареты» стало понятно, что музыкальные фильмы приносят казне большие деньги и чиновники сменили гнев на милость. Фрида называют "отцом советской музыкальной комедии" – именно его авторству принадлежит практически вся классика музыкального отечественного кино. Всего он снял 22 фильма и каждый из них занимает достойное место в советской кинематографии. Свой последний музыкальный фильм — «Тартюф» с Михаилом Боярским в главной роли — Ян Фрид снял в 1992 году.
В 1994 году Ян Фрид вместе с женой Ириной Горшениной переехал в Германию и поселился в Штутгарте, где уже жила их дочь со своим сыном. Ян совершенно не знал немецкого языка, да и в силу своего возраста уже не мог работать, и его очень угнетала невостребованность таланта и опыта режиссёра— вспоминает вдова режиссера Виктория Горшенина. Его 95-летие красиво отметили в лучшем концертном зале Штутгарта. Из России приехало много звезд. В связи с предстоящим юбилеем было решено объявить 2003-й год годом Яна Фрида. Свой жизненный путь Ян Борисович Фрид закончил в год своего юбилея 19 декабря 2003 г. Похоронен в Штутгарте.