РодилÑÑ Ð² еврейÑкой земледельчеÑкой колонии ИзлучиÑÑ‚Ð°Ñ (ХерÑонÑÐºÐ°Ñ Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ñ) Отец Голинкина умер до Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñына. Мать Голинкина Ðльке Топаз в 1879 г. поÑелилаÑÑŒ в ХерÑоне. Мальчик получил традиционное еврейÑкое образование, училÑÑ Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ на фортепиано, пробовал ÑочинÑÑ‚ÑŒ музыку, показал Ñвой религиозный раÑпев на четыре голоÑа хазану* П. МинковÑкому и был принÑÑ‚ в хор Ñинагоги. Ð’ 1890 г. уехал в Варшаву и поÑтупил в конÑерваторию, училÑÑ Ð¿Ð¾ клаÑÑу контрабаÑа, затем — по клаÑÑу фортепиано. Ð’ 1896 году окончил конÑерваторию (где был признан лучшим учеником по гармонии и композиции), работал в оперном театре в РоÑтове-на-Дону (Ñуфлер и дирижер хора), затем — в Перми (второй дирижер оперного театра) С 1896 г. по 1911 г. Голинкин дирижировал операми в Киеве, Харькове, ТифлиÑе, Казани, Саратове, гаÑтролировал в Петербурге. Ð’ 1911 г. он окончательно переехал в Петербург и шеÑÑ‚ÑŒ лет был главным дирижером оперной труппы Ðародного дома. Ð’ том же году Голинкин вÑтретилÑÑ Ñ Ð¤. ШалÑпиным на поÑтановке оперы «РуÑалка». Тогда же началаÑÑŒ их многолетнÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ¶Ð±Ð°. Оценив его выÑокий профеÑÑионализм, ШалÑпин ходатайÑтвовал перед дирекцией МариинÑкого императорÑкого театра о принÑтии талантливого дирижёра в МариинÑкий театр, но ему вежливо объÑÑнили, что евреÑм выÑтупать в императорÑких театрах запрещено законом. ШалÑпин очень раÑÑтроилÑÑ Ð·Ð° ÑебÑ, оÑкорбилÑÑ Ð·Ð° Голинкина, и приÑоветовал ему уезжать из РоÑÑии: «ПорÑдочному человеку здеÑÑŒ, брат, делать нечего»-, Ñказал он, а
впоÑледÑтвии, как извеÑтно, и Ñам уехал. Ð’ Ñти годы Голинкин внимательно Ñледил за еврейÑкой преÑÑой, читал труды Ð’. ЖаботинÑкого, Л. ПинÑкера и Т. ГерцлÑ. Ð’ 1917 г. напиÑал Ñтатью «Хехал ха-омманут бе-Ðрец-ИÑраÑль» («Храм иÑкуÑÑтв в Ðрец-ИÑраÑль»), Ð¸Ð´ÐµÑ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ возникла еще в 1912 г. Голинкин пиÑал, что возрождение Ðрец-ИÑраÑль невозможно, еÑли Ñ€Ñдом Ñ Ð‘Ð¸Ð±Ð»Ð¸ÐµÐ¹ и науками не найдетÑÑ Ð´Ð¾Ñтойного меÑта Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑкуÑÑтва, в том чиÑле Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð³Ð¾ театра на иврите. Голинкин начал Ñбор ÑредÑтв на ÑтроительÑтво оперного театра в Ðрец-ИÑраÑль, Ñоздал в Петрограде еврейÑкий камерный анÑамбль «Зимра», выÑтупавший по вÑей РоÑÑии. Доходы от его концертов шли в фонд ÑтроительÑтва театра. Ð’ 1917 г. Голинкин обратилÑÑ Ðº ШалÑпину, ÑƒÐ±ÐµÐ¶Ð´Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ поддержать идею оперы в Ðрец-ИÑраÑль. ШалÑпин выÑтупил на концерте «в пользу фонда Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÐ°Ñ‚Ñ€Ð° в ПалеÑтине» в рамках ПалеÑтинÑкой недели, организованной в апреле 1918 г. ПетроградÑкой ÑиониÑÑ‚Ñкой организацией. Он пел «Ха-Тикву» на иврите и пеÑню на идиш И. ÐнгелÑ. Ð’ том же году Голинкин получил предложение занÑÑ‚ÑŒ поÑÑ‚ главного дирижера МариинÑкого театра, (который уже переÑтал быть императорÑким), но отказалÑÑ Ð¸ уехал в ОдеÑÑу, откуда намеревалÑÑ Ð¼Ð¾Ñ€ÐµÐ¼ отправитьÑÑ Ð² Ðрец-ИÑраÑль. Однако он Ñмог Ñделать Ñто лишь в марте 1923 г., получив заграничный паÑпорт Ð´Ð»Ñ Ð³Ð°Ñтрольной поездки. Собрать нужную Ð´Ð»Ñ ÑтроительÑтва оперного театра
Ñумму ему так и не удалоÑÑŒ, но вÑÑ‘ же, в ÑентÑбре 1923 г. он дирижировал оперой «Травиата», впервые иÑполненной на иврите коллективом «Ха-опера ха-Ðрец-ИÑреÑлит» в Тель-Ðвиве, причем Ñреди ÑолиÑтов не было приглашенных певцов. ПоÑкольку ÑобÑтвенного Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñƒ труппы не было, Ñпектакль проходил в кинотеатре «Ðден». Его здание ÑохранилоÑÑŒ до Ñих пор (в начале улицы Лилиенблюм). Ð’ том же году Голинкин дирижировал первым ÑимфоничеÑким концертом в Ðрец-ИÑраÑль. За 1923–27 гг. оперный театр под руководÑтвом Голинкина поÑтавил более 15 Ñпектаклей клаÑÑичеÑкого оперного репертуара. Спектакли давали в Тель-Ðвиве, ИеруÑалиме, Хайфе, их поÑещали и евреи, и арабы, и англичане, за первые три года — более 150 Ñ‚Ñ‹ÑÑч человек. Рв Тель-Ðвиве тогда жило вÑего 20 000 человек. Ð’ 1927 г. Голинкин выпуÑтил напиÑанную на иврите книгу «Хехал ха-омманут» («Храм иÑкуÑÑтв»), в которой излагал программу Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ Ð² Ðрец-ИÑраÑль драматичеÑкого театра, оперы, балета, ÑимфоничеÑкой музыки и подводил итог четырехлетней работы израильÑкой оперы. Ð’ 1927–29 гг. Голинкин находилÑÑ Ð² СШÐ, где Ñобирал ÑредÑтва на финанÑирование деÑтельноÑти оперы и на ÑтроительÑтво Храма иÑкуÑÑтв. Ð’ÑтретилÑÑ Ð² Ðью-Йорке Ñ Ð¤. ШалÑпиным. ВернувшиÑÑŒ в 1929 г. в Ðрец-ИÑраÑль, Голинкин возобновил некоторые оперные Ñпектакли, а в 1930 г. Ñоздал художеÑтвенный коллектив, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼ Ñовершил концертное турне по Ñтране. Ðа Ñобранные в Ðмерике ÑредÑтва был Ñоздан Махон ле-мад‘Ñй музика (ИнÑтитут музыкальных наук), проÑущеÑтвовавший Ñ 1931 г. по 1933 г. Голинкин возглавлÑл инÑтитут, а также руководил отделениÑми оперы и ÑимфоничеÑких концертов. Также Ñоздал при инÑтитуте ÑимфоничеÑкий оркеÑÑ‚Ñ€. Ð’ 1932 г. ШалÑпин приÑлал Голинкину приглашение на должноÑÑ‚ÑŒ главного дирижера РуÑÑкой оперы, которую он намеревалÑÑ Ð¾Ñ‚ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚ÑŒ в Париже; на Ñто приглашение, как и на Ð¿Ñ€Ð¸Ð³Ð»Ð°ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· СоветÑкого Союза, Голинкин ответил отказом. Он пиÑал приглаÑившему его в СССРÑвоему Ñтарому другу и коллеге Боголюбову: «Я бы Ñ Ð¾Ñобым удовольÑтвием работал вмеÑте Ñ Ð¼Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸ Ñтарыми друзьÑми, но, иÑполнÑÑ Ð’Ð°ÑˆÑƒ проÑьбу быть откровенным, признаюÑÑŒ чиÑтоÑердечно, что Ñ Ð¿Ð°Ð»ÐµÑтинÑкий гражданин и здеÑÑŒ мой дом. Ð’ РоÑÑию Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ приезжать лишь на Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñезона при уÑловии гарантированного Ñвободного Ð²Ð¾Ð·Ð²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° родину поÑле Ñезона». Летом 1940 г. Голинкин Ñоздал новую оперную труппу, поÑтавил оперу «Жидовка» Ж. Ф. Халеви. Ð’ 1948 г. Голинкин возобновил оперные Ñпектакли. ПолитичеÑкие ÑÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ð² Ñтране (Война за незавиÑимоÑÑ‚ÑŒ, СинайÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ) отодвинули реализацию его планов. Однако Голинкин и в преклонном возраÑте продолжал заботитьÑÑ Ð¾ развитии музыкальной жизни в Ñтране. Он похоронен на Ñтаром кладбище Ришен ле-Циона. Его именем названы улицы в Ñтом городе и в Тель-Ðвиве