Ðрне ЯкобÑон родилÑÑ Ð² Копенгагене в еврейÑкой Ñемье. Окончил училище ТехнологичеÑкого общеÑтва в 1924 году и работал подмаÑтерьем каменщика, пока не выиграл на конкурÑе меÑто в КоролевÑкой Ðкадемии ИÑкуÑÑтв. СпуÑÑ‚Ñ Ñ‚Ñ€Ð¸ года окончил Отделение архитектуры Ðкадемии в Копенгагене. ПоÑле Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ, получил Ñвою первую работу в офиÑе главного архитектора города, и только ÑпуÑÑ‚Ñ Ð´Ð²Ð° года оÑновал Ñвой ÑобÑтвенный бизнеÑ. Будучи Ñтудентом, ЯкобÑен ездил в Париж в 1925 году Ð´Ð»Ñ ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚Ð¸Ñ Ð² Международной выÑтавке прикладного иÑкуÑÑтва, где получил второе меÑто за дизайн Ñтула. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñтой поездки он был впечатлён новаторÑкой ÑÑтетикой павильона Корбюзье, в котором выÑтавлÑлÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹ Ñтудент Луи Барраган), которому была предначертана Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ Ñлава в МекÑике, как ЯкобÑену — в Дании. До Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðкадемии ЯкобÑен ещё Ñъездил в Берлин, где открыл Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñтичную архитектуру. Ðрхитекторы , работающие в Ñтой манере, повлиÑли на его ранее творчеÑтво в Дании, Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð´Ð¸Ð·Ð°Ð¹Ð½ арт-галереи, за которую он получил золотую медаль при выпуÑке из Ðкадемии. Как и большинÑтво молодых архитекторов, ЯкобÑен начал Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‡Ð°Ñтных домов, объединÑвших рациональную проÑтоту, Ñо СкандинавÑким клаÑÑицизмом ПоÑтроил первую в Дании виллу в духе функционализма**, затем театр Бельвю в Клампенборге и здание фирм Стеллинг (1937). Ð’ каждом Ñлучае ЯкобÑен изо вÑех Ñил ÑтаралÑÑ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ новые Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¸Ñ… окружением. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹ мировой войны заказов почти не было и не только из-за дефицита Ñтроительных материалов. Будучи по национальноÑти евреем, ЯкобÑен находилÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ поÑтоÑнной угрозой депортации во времÑ, когда Ð”Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° оккупирована немецкими войÑками. Ð’ 1943 году он оÑтавил Ñтрану на два года, до Ñамого Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹. Ðти годы он провёл в нейтральной Швеции, занимаÑÑÑŒ дизайном тканей и обоев. К моменту его Ð²Ð¾Ð·Ð²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Данию, Ñтрана отчаÑнно нуждалаÑÑŒ в новых домах и общеÑтвенных зданиÑÑ…. Ðрхитектурные Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¯ÐºÐ¾Ð±Ñена второй половины Ñороковых годов были веÑьма Ñдержаны в дизайне и были раÑÑчитаны на быÑтрое возведение. Ð’ пÑтидеÑÑÑ‚Ñ‹Ñ… годах он уже мог позволить Ñебе ÑкÑперименты, такие как ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Allehusene (1952 год) и дома Sø holm (1955 год). Кульминацией его творчеÑких изыÑканий Ñтал Круглый Дом (1957 год), который он Ñоздал Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»Ñющего заводом на оÑтрове Шеллан (Sjaellands). Впечатлённый работой американÑких дизайнеров, ЯкобÑен увлёкÑÑ Ð´Ð¸Ð·Ð°Ð¹Ð½Ð¾Ð¼ предметов. Кроме того, на него повлиÑли его Ñупруга Джоанна. Ð’ 1951 году ЯкобÑен закончил работу над креÑлом Ant (модель 3100) — фанерным Ñидением замыÑловатой формы на Ñтальных ножках. За ним поÑледовала более проÑÑ‚Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°, форма пеÑочных чаÑов — Ñтул Series 7 (модель 3107, 1955 год). Как и Ant, лёгкий и компактный Series 7 идеально подходил Ð´Ð»Ñ Ñовременной жизни, но даже ЯкобÑен, возможно, не ожидал, что он Ñтанет одним из наиболее популÑрных Ñтульев XX и начала XXI веков. Ð’ конце пÑтидеÑÑÑ‚Ñ‹Ñ… ЯкобÑен получил возможноÑÑ‚ÑŒ воплотить Ñвои теории Ñоюза архитектуры и дизайна в жизнь.
Он работал над проектами терминала и гоÑтиницы Royal Hotel Ð´Ð»Ñ Ð¡ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð²Ñких авиалиний (SAS) в Копенгагене. Разработал каждую деталь зданиÑ, от многоÑтажной конÑтрукции до пепельниц, которые продавалиÑÑŒ в магазине отелÑ, и набора Ñтоловых приборов, позже иÑпользованного Кубриком в картине «КоÑмичеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÐµÑ 2001». ÐÐ»ÐµÐ³Ð°Ð½Ñ‚Ð½Ð°Ñ Ñ„ÑƒÐ½ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ SAS Royal Hotel и школ 50-Ñ… годов, которые ЯкобÑен-архитектор поÑтроил по вÑему Копенгагену, убедили членов Ñовета окÑфордÑкого колледжа, которые путешеÑтвовали по Скандинавии в поиÑках архитектора Ð´Ð»Ñ ÐšÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ´Ð¶Ð° СвÑтой Екатерины, что именно ЯкобÑен ÑвлÑетÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ кандидатом. ВмеÑте Ñ SAS Royal Hotel и позже Ðациональным банком Дании, Ñтот колледж раÑцениваетÑÑ ÐºÐ°Ðº архитектурный шедевр ЯкобÑена.
С 50-Ñ… годов ЯкобÑен, или «толÑÑ‚Ñк», как его называли, Ñтал наиболее влиÑтельной фигурой в датÑкой архитектуре, но за пределами Дании он проÑлавилÑÑ, в оÑновном, как дизайнер мебели и предметов. Ð’ его поÑлужном ÑпиÑке Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑика XX века, как набор Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÐºÑ‚ÐµÐ¹Ð»ÐµÐ¹ из нержавеющей Ñтали Cylinda и предметы Ð´Ð»Ñ Ñервировки Ñтола, которые он разработал Ð´Ð»Ñ Stelton, Ðаибольшей извеÑтноÑтью пользуютÑÑ Ð´Ð²Ð° Ñтула, разработанные ЯкобÑоном: . "The Egg" (Яйцо) и The Swan" (Лебедь)." Ð Ð°Ð·Ñ€Ð°Ð±Ð°Ñ‚Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚Ñ‹ Ð´Ð»Ñ Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‰Ð¸Ñ… отелей Дании, Ðрно ЯкобÑен открыл новую Ñтраницу в дизайне мебели. Ðто мебель-Ñкульптура, ÑохранÑÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð²Ñе ÑвойÑтва комфортного креÑла.
<<< Стул «Муравей»
СпуÑÑ‚Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹, Ñтот архитектор раÑширил Ñпектр Ñвоих работ и в другие облаÑти дизайна, Ñмежные Ñ Ð°Ñ€Ñ…Ð¸Ñ‚ÐµÐºÑ‚ÑƒÑ€Ð¾Ð¹: Ñветильники, ножи, дверные ручки, медицинÑкое оборудование, ковры, обои. Он получил неÑколько преÑтижных премий. Был профеÑÑором ДатÑкой Ðкадемии в течение одиннадцати лет, и вÑе Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñƒ него была возможноÑÑ‚ÑŒ влиÑÑ‚ÑŒ на подраÑтающее поколение датÑких архитекторов. Ðрне ЯкобÑен – архитектор Ñ Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼ именем работавший в Ñтиле модерн. Его работы можно увидеть в Дании, Германии, Ðнглии. ИзвеÑтен, как предÑтавитель функционализма**. Как архитектор и индуÑтриальный дизайнер, ЯкобÑен вÑегда ÑтремилÑÑ Ð´Ð¾Ñтигнуть изÑщеÑтва и поÑледовательноÑти во вÑём. Ð’ итоге он Ñтал единÑтвенным датÑким архитектором ХХ века, получившим мировое признание. ЯкобÑен получил множеÑтво почётных званий и наград: ÑеребрÑную медаль на МиланÑкой Международной выÑтавке 1957г., гран-при международной парижÑкой выÑтавки архитектуры и иÑкуÑÑтв в 1960 году, золотую медаль ФранкфуртÑкой Ðрхитектурной Ðкадемии в 1971 г., звание почётного доктора ОкÑфордÑкого универÑитета в 1966 году.
О его таланте ходили легенды. Он был прекраÑным акварелиÑтом, интереÑовалÑÑ Ð¿Ð¾Ñледними технологиÑми ÑтроительÑтва и дизайна, не боÑлÑÑ ÑкÑпериментов Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ материалами. Спроектировал также здание ратуши во втором по величине городе Дании – ОрхуÑе. Ðто Ñтроение, внеÑённое в ÑпиÑок объектов национального доÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð”Ð°Ð½Ð¸Ð¸, Ñовершенно не похоже на уже Ñтавшие привычными официальные офиÑÑ‹, выÑтроенные в готичеÑком или клаÑÑичеÑком Ñтиле. СоÑтоит здание из Ñерых бетонных плит, покрытых норвежÑким мрамором. Дом выполнен в Ñтиле, именуемом ныне «архитектурный функционализм». Проект был воплощён в жизнь в 1941 году.