РодилÑÑ Ð² Туделе (королевÑтво Ðаварра в районе Пиринеев) небольшом городка на Ñевере ИÑпании. ОтÑюда и имÑ: ТудельÑкий. Был раввином еврейÑкой общины в Ñвоём родном городе. Ð’ 1160 г.отправилÑÑ Ð² путешеÑтвие, которое началоÑÑŒ в городе СарагоÑа , далее вниз по долине Ðбро , откуда он иÑходил Ñевер Франции. ÐŸÑ€Ð¾Ð¹Ð´Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‹ Франции, ТудельÑкий поÑетил Париж, об еврейÑкой общине которого пиÑал: «Там живут такие ученые, что подобных им не найти по вÑей земле». Затем добралÑÑ Ð´Ð¾ МарÑÐµÐ»Ñ Ð¸ отплыл оттуда в Грецию. Откуда попал в Италию. Из Италии ТудельÑкий проник через альпийÑкие перевалы на Ñевер, в Германию. Он отмечал, что еврейÑкие общины живут там вдоль Рейна, а «вÑÑ Ñта Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ñƒ евреев «Ðшкеназ». ПоÑле поÑÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð“ÐµÐ½ÑƒÐ¸ , Лукки , Пизы и Рима, Греции , и КонÑÑ‚Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ð½Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ñ , отправилÑÑ Ð²Ð¾ вÑей Ðзии. Он побывал в Сирии , Ливане, Земле Ð˜Ð·Ñ€Ð°Ð¸Ð»Ñ Ð¸ Северной МеÑопотамии до Багдада . Оттуда он отправилÑÑ Ð² ПерÑию , а затем обратно через ÐравийÑкий полуоÑтров, переÑёк КраÑное море и выÑадилÑÑ Ð½Ð° ÑфиопÑком побережье в Ðфрике. Дошёл до в Египта,. доÑтиг Ðила, по которому ÑпуÑтилÑÑ Ð´Ð¾ Средиземного морÑ. По пути он побывал в Каире и ÐлекÑандрии, где удивлÑлÑÑ ÐлекÑандрийÑкому маÑку — одному из «Ñеми Ñ‡ÑƒÐ´ÐµÑ Ñвета», поÑетил Синай и Северную Ðфрику и, наконец, возвратилÑÑ Ð½Ð° ПиренейÑкий полуоÑтров в 1173 году. Ð’Ñего он поÑетил более 300 городов, из которых многие играли важную роль в еврейÑкой иÑтории, такие как Сузы, Сура, и Пумбедита на юге ПерÑии. Кроме того, он Ñобрал информацию о многих других облаÑÑ‚ÑÑ…, о которых Ñлышал во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑƒÑ‚ÐµÑˆÐµÑтвиÑ, в том чиÑле о Китае и Тибете. Целью путешеÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¢ÑƒÐ´ÐµÐ»ÑŒÑкого был не только Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº другим Ñтранам, но, вероÑтно, Ñ‚Ð¾Ñ€Ð³Ð¾Ð²Ð»Ñ Ð´Ñ€Ð°Ð³Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ камнÑми и Ñтремление Ñобрать ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ тамошних еврейÑких общинах, уÑтановить ÑвÑзь между ними. БеньÑмин ТудельÑкий в Сахаре >>
ПутешеÑтвенник, в оÑновном, шел пешком, иногда ехал на лошади или на верблюде и плыл на корабле. Вёл путевой дневник Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ð¼ опиÑанием поÑещаемых меÑÑ‚ и городов, а также раÑÑказами о тех Ñтранах, о которых ему Ñообщали доÑтойные Ð´Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð¸Ñ ÑобеÑедники. По возвращении в КаÑтилию его дневник под названием «Книга путешеÑтвий» Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚Ñ‹Ð¼Ð¸ иÑторичеÑкими, географичеÑкими, культурными материалами, данными о европейÑкой торговле Ñ Ð’Ð¾Ñтоком, чиÑленноÑтью еврейÑких поÑелений в городах различных Ñтран вызвал огромный интереÑ. Он широко раÑпроÑтранÑлÑÑ Ð¿ÑƒÑ‚ÐµÐ¼ рукопиÑного копированиÑ, а поÑле поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¾Ð¿ÐµÑ‡Ð°Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð» впервые издан книгой в 1543 г. в КонÑтантинополе. Книга вÑкоре была переведена на европейÑкие Ñзыки под названием «ПутешеÑтвие БеньÑмина». Ð’ ней также имеютÑÑ Ð¸ Ñобранные ТудельÑким краткие ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð± Индии, Тибете, Хиве, Самарканде, Китае, РуÑи. Ð ÑžÑÑŒ, по Ñловам путешеÑтвенника, «Ñтрана гориÑÑ‚Ð°Ñ Ð¸ леÑиÑтаÑ... Человек там зимой не выходит из дома из-за ужаÑной Ñтужи». Ðа протÑжении Ñтолетий «ПутешеÑтвие БеньÑмина» оÑтавалоÑÑŒ ценным иÑторико-географичеÑким и культурным документом Ñвоей Ñпохи. Ð’ руÑÑком переводе «ПутешеÑтвие рабби Вениамина ТудельÑкого» было опубликовано в 1881 г. Его Ñркие опиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¹ Ðзии предшеÑтвовали информации Марко Поло на Ñто лет. Первоначально напиÑанный на иврите , его дневник был переведен на латынь , а позже на большинÑтво оÑновных европейÑких Ñзыков. С его широким образованием и обширными знаниÑми Ñзыков, БенÑмин из Тудела ÑвлÑетÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹ фигурой в Ñредневековой географии и иÑтории еврейÑкого народа . Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ð° в бывшем еврейÑком квартале Туделы названа в его чеÑÑ‚ÑŒ. Он пользовалÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼ авторитетом у ученых в 16 веке. Было выÑказано предположение, что его путешеÑтвие, имело религиозные мотивы. С другой Ñтороны, оно было, возможно, предназначено Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ñ‚Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ еврейÑких общин на пути в Землю Ð˜Ð·Ñ€Ð°Ð¸Ð»Ñ , чтобы обеÑпечить информацию где может быть оказано гоÑтеприимÑтво евреÑм при поездке в СвÑтую Землю, или тем, которые ÑобиралиÑÑŒ бежать от ÑƒÐ³Ð½ÐµÑ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ притеÑнений в Ñтранах галута. Его путешеÑтвие продолжалоÑÑŒ долго. Он чаÑто оÑтанавливалÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð²Ñтреч Ñ Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸, поÑÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑных меÑÑ‚, опиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑий и делал демографичеÑкий анализ количеÑтва евреев в каждом городе и Ñтране.. Он также опиÑал обычаи меÑтного наÑелениÑ, как евреев, так и неевреев, Ñ Ð°ÐºÑ†ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¼ на городÑкую жизнь. Его книга ÑвлÑетÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из важнейших иÑточников как по иÑтории евреев Ð¡Ñ€ÐµÐ´Ð¸Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ€ÑŒÑ Ð¸ Ближнего ВоÑтока первых веков второго Ñ‚Ñ‹ÑÑÑ‡ÐµÐ»ÐµÑ‚Ð¸Ñ Ð½. Ñ. Умер БеньÑмин почти Ñразу поÑле Ð²Ð¾Ð·Ð²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· путешеÑтвиÑ. Ð’ ИÑпании на одной из марок выпущенной в 1998 г. Ñцепки Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Ñтарых Ñинагог, еÑÑ‚ÑŒ его Ñкульптурный портрет, который находитÑÑ Ð² Ñинагоге города СеговиÑ.