Ð’ 1939 году на Ñкраны СССРвышел новый кинофильм «ТракториÑты», мгновенно получивший шумный уÑпех. Ð’ немалой Ñтепени Ñтому уÑпеху ÑодейÑтвовали пеÑни, звучащие в фильме: «Марш танкиÑтов» и «Три танкиÑта». ПеÑни Ñти, без преувеличениÑ, завоевали в Союзе огромную популÑрноÑÑ‚ÑŒ. Их передавали по радио, пели на официальных церемониÑÑ… и даже раÑпевали за праздничными Ñтолами. РнапиÑали Ñти пеÑни на Ñлова, как и музыку к фильму «ТракториÑты», Дмитрий и Даниил ПокраÑÑ, извеÑтные ÑоветÑкие композиторы.
Их отец, Яков МоиÑеевич, проиÑходил из жителей роÑÑийÑкого военного поÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ в начале 1890-Ñ… годов переехал Ñ Ñемьёй в Киев. Работал продавцом в колбаÑном магазине, потом Ñтал его Ñовладельцем. Ð¡ÐµÐ¼ÑŒÑ ÐŸÐ¾ÐºÑ€Ð°ÑÑов была многодетной - 12 детей. Ðо к музыке имели отношение лишь четверо: Ñтарший Самуил, Дмитрий и Даниил, вмеÑте пиÑавшие популÑрные пеÑни и Ðркадий, Ñтавший довольно извеÑтным пианиÑтом. Ð‘Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒÑ Ñ Ð´ÐµÑ‚Ñких лет зарабатывали Ñебе на хлеб музыкой. Они играли на еврейÑких Ñвадьбах, выÑтупали в реÑторанах и пользовалиÑÑŒ неизменным уÑпехом. ЕÑÑ‚ÑŒ ÑведениÑ, что они играли перед РаÑпутиным,поÑетившем Киев Ðа Ñнимке ПокраÑÑÑ‹ Даниил (Ñлева) и Дмитрий
Дмитрий ПокраÑÑ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð² 1899 году в Киеве. Окончил киевÑкое музыкальное училище. Ð’ 1913-1917-м училÑÑ Ð² ПетроградÑкой конÑерватории по клаÑÑу фортепиано. Ð’ 1919-м работал в РоÑтове-на-Дону в ÑÑтрадном театре «Кривой Джимми» пианиÑтом-аккомпаниатором. Ð’ Ñнваре 1920-го Ð²Ñ‹Ð±Ð¸Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð±ÐµÐ»Ñ‹Ñ… из РоÑтова ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð°Ñ€Ð¼Ð¸Ñ, мобилизовала Ð”Ð¼Ð¸Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ Ð¸ Даниила. Дмитрий ПокраÑÑ Ñ‡Ð¸ÑлилÑÑ Ð±Ð¾Ð¹Ñ†Ð¾Ð¼ "буденовÑких войÑк" Ñ 1919 по 1921 год. Он заведовал музыкальной чаÑтью армии, руководил её оркеÑтром. ВмеÑте Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼ евреем, работавшим в политотделе Первой конной, Ðнатолием д’Ðктилем (Френкелем, 1890-1942) напиÑал «Марш Будённого». Рза полгода до поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² РоÑтове-на-Дону краÑных Дмитрий ПокраÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð°Ñтным к Ñозданию белогвардейÑкого «Марша дроздовцев» (отрÑд, Ñформированный полковником ДроздовÑким, оÑновоположником белого Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Юге РоÑÑии). Марш был заказан командиром полка полковником Туркулом композитору Дмитрию ПокраÑÑу в Харькове 27 Ð¸ÑŽÐ½Ñ 1919 г. и иÑполнен уже 29 Ð¸ÑŽÐ½Ñ Ð½Ð° банкете в чеÑÑ‚ÑŒ занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð° белыми (Газета "Ðовое руÑÑкое Ñлово" (СШÐ), 6 и 14 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 1974 г.). По ÑчаÑтью, Ñтот грех, Дмитрию в вину потом поÑтавлен не был. Рможет быть и потому, что на Ñтот же мотив пелаÑÑŒ пеÑÐ½Ñ Â«ÐŸÐ¾ долинам и по взгорьÑм»… - марш краÑных партизан Дальнего ВоÑтока (Ñлова напиÑаны в 1922 году). Зато авторы не избежали упрёков, что Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ их пеÑен была ÑвÑзана Ñ ÐµÐ²Ñ€ÐµÐ¹Ñкими первоиÑточниками. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑвÑзь, разумеетÑÑ, не поощрÑлаÑÑŒ. Её раÑÑматривали, как проÑвление еврейÑкого национализма. Еще, будучи Ñтудентом конÑерватории, Дмитрий ПокраÑÑ ÑочинÑл пеÑни и романÑÑ‹ Ð´Ð»Ñ Ð°Ñ€Ñ‚Ð¸Ñтов варьете. Какую-то чаÑÑ‚ÑŒ романÑов ему удалоÑÑŒ издать. С 1923-го года он жил в МоÑкве, заведовал музыкальной чаÑтью театра художеÑтвенных миниатюр «ПалаÑ», в 1926-1936-м годах возглавлÑл оркеÑÑ‚Ñ€ моÑковÑкого мюзик-холла. Ð’Ñ‹Ñтупал как ÑÑтрадный пианиÑÑ‚ и дирижёр различных оркеÑтров. С 1936-го по 1972-й годы ÑвлÑлÑÑ Ñ…ÑƒÐ´Ð¾Ð¶ÐµÑтвенным руководителем джаз-оркеÑтра Центрального дома железнодорожников. ПиÑал пеÑни Ñо Ñвоим братом Даниилом. ВмеÑте они напиÑали популÑрнейшие пеÑни (как теперь говорÑÑ‚ – хиты): «То не тучи грозовые – облака» из кинофильма «Сыны трудового народа» (1938), «Дан приказ — ему на Запад» (Ñтихи Ðœ. ИÑаковÑкого, 1938) «ЕÑли завтра война», «Три танкиÑта» и «Марш танкиÑтов» из фильма «ТракториÑты», «МоÑква майÑкаÑ» и многие другие. О первой из перечиÑленных пеÑен, вернее о её мелодии Ñтоит Ñказать оÑобо. Ð’ 1943-м году юный еврейÑкий поÑÑ‚ Гирш Глик напиÑал на Ñту мелодию братьев Ð”Ð¼Ð¸Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ Ð¸ Даниила ПокраÑÑ Ð¿ÐµÑню на идиш, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ Ñловами «Зог нит кейнмол, аз ду гейÑÑ‚ дÑм лÑцтн вÑг!» («Ðикогда не говори, что Ñ‚Ñ‹ идёшь в поÑледний путь!»). Она Ñтала официальным гимном объединённой партизанÑкой организации ВиленÑкого гетто, а затем – популÑрной Ñреди еврейÑких партизан на вÑей оккупированной немцами территории. ПоÑле войны её чаÑто иÑполнÑли ÑÑтрадные певцы. Самыми извеÑтными иÑполнителÑми гимна Ñтали Михаил ÐлекÑандрович и американÑкий певец-коммуниÑÑ‚ Поль РобÑон, который Ñпел его в МоÑкве в 1949-м году в памÑÑ‚ÑŒ о Ñвоём друге Соломоне МихоÑлÑе. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ñ‹ Ñ "безродными коÑмополитами" конца 40-Ñ… начала 50-Ñ… годов Дмитрий ПокраÑÑ Ð¸Ñпытал вÑе «прелеÑти» Ñтой компании. Был раÑпущен ÑÑтрадный оркеÑÑ‚Ñ€ железнодорожников, которым он руководил, и Дмитрий, чтобы избежать худшего, поÑпешил уехать Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ†ÐµÑ€Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ на Дальний ВоÑток и Сахалин. Чтобы забытьÑÑ, Дмитрий не пренебрегает рюмкой, он плохо видит, Ñтрадает болезнью ПаркинÑона. ПоÑле Ñмерти Сталина его возвращают из опалы. Он нравитÑÑ Ð¥Ñ€ÑƒÑ‰ÐµÐ²Ñƒ. Почетные Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑыплютÑÑ Ð½Ð° Ð”Ð¼Ð¸Ñ‚Ñ€Ð¸Ñ ÐŸÐ¾ÐºÑ€Ð°ÑÑа, как из рога изобилиÑ. Он лауреат СталинÑкой премии, награждён орденами. Ðо перенеÑённые ÑтреÑÑÑ‹ и годы Ñделали Ñвоё дело. Композитор ÑкончалÑÑ Ð² 1978 году в возраÑте 79 лет.
ДанииÌл ПокраÌÑÑ Ð Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð² 1905 году. Также уроженец Киева. Ð’ 1917 году окончил КиевÑкое музыкальное училище. Ð’ 1917—1921 годах училÑÑ Ð² КиевÑкой конÑерватории по клаÑÑу фортепиано. С 1921 года жил в МоÑкве, где училÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸. ВмеÑте Ñ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼ работал в Театре художеÑтвенных миниатюр «ПалаÑ». Ð’ 1926 году впервые в печати опубликовал Ñ€Ð¾Ð¼Ð°Ð½Ñ Â«ÐÑ…, лошадушки, быÑтрей» на Ñтихи Е. БориÑова. Ð’ 1936—1951 годах вмеÑте Ñ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼ — музыкальный руководитель оркеÑтра ЦДКЖ. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð°Ñту характеров, Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒÑ Ð² работе хорошо дополнÑли друг друга: взрывной, динамичный Дмитрий предлагал мелодию раÑÑудительному, неÑколько флегматичному Даниилу, который вел фортепианную партию. Ð’ 1936–51 работал ÑовмеÑтно Ñ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚Ð¾Ð¼ в джаз-оркеÑтре Центрального дома культуры железнодорожников, был одним из его руководителей. У Даниила был Ñерьезный роман Ñ Ñ‚Ð°Ð½Ñ†Ð¾Ð²Ñ‰Ð¸Ñ†ÐµÐ¹ Юлией Мельцер — вдовой Ñына Сталина — Якова, погибшего в немецком плену. Ðтот роман вызвал гнев вождÑ. Ðа композитора началоÑÑŒ давление преÑÑÑ‹, концертных и других организаций. РепреÑÑии его не коÑнулиÑÑŒ, но и Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ñта нервотрепка не прибавила. Он умер в 1954 году от Ñердечного приÑтупа в возраÑте вÑего 49 лет. . Ð’ 2001 году в РоÑÑии вышла марка, а в 2011–ом - Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚Ð¾Ð²Ð°Ñ ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¾Ñ‡ÐºÐ°, поÑвÑщённые Ð. Крючкову и фильму «ТракториÑты»
Самуил ПокраÑÑ. Строго говорÑ, он не отноÑитÑÑ Ðº теме данного очерка, поÑкольку никакого учаÑÑ‚Ð¸Ñ Ð½Ðµ принимал в Ñоздании кинофильма «ТракториÑты». Ðо на ниве ÑоветÑкой пеÑни он вÑÑ‘, же уÑпел поработать, Ñоздав перед Ñвоей Ñмиграцией знаменитый марш «КраÑÐ½Ð°Ñ ÐÑ€Ð¼Ð¸Ñ Ð²Ñех Ñильней», который называли КраÑноармейÑкой МарÑельезой.
Самуил ПокраÑÑ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ñ‚Ð¾Ð¶Ðµ в Киеве в 1894 году — он был первым ребенком в Ñемье. Потом поÑвилиÑÑŒ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒÑ Ðркадий (1898), Дмитрий (1899), Даниил (1905), и ÑеÑтра Изабелла (1908).. Он Ñтал учитьÑÑ Ð¸Ð³Ñ€Ðµ на Ñкрипке и в 1907 году был принÑÑ‚ в КиевÑкое музыкальное училище, затем учитÑÑ Ð² конÑерватории в Петербурге. Ð’ 1917 году вÑÑ ÑÐµÐ¼ÑŒÑ ÑобираетÑÑ Ð² Киеве. К Ñтому времени Самуил, а вÑлед за ним братьÑ, уже занимаютÑÑ ÑобÑтвенным ÑочинительÑтвом. Еще в 1913 году Самуил аранжировал неÑколько городÑких романÑов и их напечатало издательÑтво «Леон ИдзиковÑкий». Потом он Ñоздает Ñвои романÑÑ‹, лучшие из которых «Дни за днÑми катÑÑ‚ÑÑ» (на Ñлова П. Пермана) и «Две розы» (на Ñлова Ð. Д’ÐктилÑ), тут же входÑÑ‚ в репертуар ÑÑтрадных премьеров Вавича и Собинина.
Оба — ÑÑтрадные знаменитоÑти, выÑтупают в лучших концертных залах, и Ð¸Ð¼Ñ Ð¡Ð°Ð¼ÑƒÐ¸Ð»Ð° ПокраÑÑа быÑтро завоевывает извеÑтноÑÑ‚ÑŒ, граничащую Ñо Ñлавой.
Ð’ 1923 году в МоÑкве, в зимнем помещении Ñада «Ðквариум» (на Садовой улице) открываетÑÑ Ñ‚ÐµÐ°Ñ‚Ñ€ под названием Мюзик-холл. ОÑновную чаÑÑ‚ÑŒ программы занимали «Музыкальные картинки» Самуила ПокраÑÑа, инÑценированные им ÑобÑтвенные романÑÑ‹, уже извеÑтные и новые: «Из мертвых уÑт» и «ПеÑÐ½Ñ Ð¾ÑтаетÑÑ Ð¿ÐµÑней». Ð’ марте 1924 года Мюзик-холл был закрылÑÑ, а Самуил ПокраÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ первой возможноÑти покинул Ñтрану и уехал в Берлин, затем – в Париж. Ð’ 1929 году он переÑекает океан. Один из импреÑарио, оценив талантливейшего композитора, увозит его в Голливуд, где в Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑобираютÑÑ Ñнимать пародийный фильм «Три мушкетера». РежиÑÑер картины, уÑлышав импровизации ПокраÑÑа, без колебаний доверÑет ему Ñочинить к фильму музыку. УÑпех картины превзошел вÑе ожиданиÑ. Фильм Ñовершил триумфальное путешеÑтвие по Ðмерике, а затем и по вÑему миру. Ð’ СССРон попадает поÑле войны в качеÑтве трофеÑ, захваченного в Германии. ПеÑенку Д’ÐртаньÑна, «Вар, вар, вар, варвари» поют вÑе — от мала до велика, Ñ ÑÑтрады звучит лиричеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑÐ½Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹ героини. Ð’Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¿Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð¸Ð½Ð° Самуила ПокраÑÑа 15 ÑентÑÐ±Ñ€Ñ 1939 года вызвала много переÑудов. Многие Ñчитают, что Самуил ПокраÑÑ Ð±Ñ‹Ð» отравлен в голливудÑком реÑторане. Ð’ преÑтуплении обвинили руÑÑких Ñмигрантов
Ðркадий Яковлевич ПокраÑÑ â€” четвёртый из братьев ПокраÑÑ, пианиÑÑ‚, аккомпаниатор родилÑÑ Ð² 1898 году. Ð’ 1936 году Ðркадий ПокраÑÑ Ð´Ð¸Ñ€Ð¸Ð¶Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð» ÑÑтрадным оркеÑтром в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Он предÑтавил моÑковÑкой публике приехавшего из провинции Вадима Козина. Ð’ течение неÑкольких лет он был его аккомпаниатором.