Евреи Известные и Неизвестные на Почтовых Марках

Веселовский Авраам

Россия, Гос.деятель, 1685 - 1782

Казалось бы, какое отношение имеет крещённый еврей Авраам Веселовский к почтовому блоку России, посвящённому Полтавской битве? - Дело в том, что в этой битве он состоял адъютантом царя и был послан в Копенгаген к Датскому Двору, чтобы сообщить о великой победе.
Род Веселовских в России ведёт своё начало от основателя династии, Павла, ашкеназского еврея, выходца из польского местечка Веселово. Он оказал услуги русской армии при взятии Смоленска в 1654 году, после чего переехал в Россию, крестился и служил дьяком в посольском Приказе. Павел состоял в родственных отношениях с вице-канцлером России Петром Шафировым - был женат на тетке Шафирова. У Павла было четыре сына: Абрам, Исаак, Федор, Яков. Старший сын Павла Веселовского Авраам воспитывался в доме своего кузена, Петра Шафирова. Именно там с ним познакомился Петр I. Ум и образованность молодого человека произвели благоприятное впечатление на царя, и он предрекал Абраму блестящую будущность. Весной 1703 г. Авраам вместе с двумя братьями Федором и Исааком поступил в недавно учрежденную в Москве немецкую школу Глюка. Начал свою карьеру Авраам Веселовский в качестве "частного секретаря" Петра I.
Во время знаменитой Полтавской баталии, он был адъютантом при Петре I. В 1715 году царь направил его послом в Вену. Абрам не только выполнял посольские обязанности, но и подыскивал нужных России специалистов, ибо Российская империя остро нуждалась в квалифицированных архитекторах, врачах, инженерах, скульпторах и других мастерах своего дела. Многие исследователи ссылаются на письмо Абрама Веселовского Петру I, в котором он рекомендует царю одного еврейского врача, согласного приехать в Россию только при условии сохранения своей веры. На это письмо Петр ответил следующими словами: "По мне едино, будь крещен или обрезан, лишь будь добрый человек и знай дело". Хотя широко известно, что Пётр 1 евреев в Россию не допускал. С декабря 1716 года Веселовский фактически руководил поимкой царевича Алексея. В следующем году он напал на след опального царевича в крепости Эренберг, но не смог (или не хотел) добиться от императора Австрии его выдачи. Серьёзно заболев, он был вынужден оставить эту миссию. Ходили слухи, что он таки участвовал в заговоре царевича, поэтому, когда Пётр 1 потребовал вернуться в Россию, отказался это сделать, опасаясь царского гнева. Фактически он стал одним из первых русских "невозвращенцев". Скрылся в Голландию, женился там и, отказавшись от родины, обосновался в Женеве. Правительство Петра усердно его разыскивало. Хотя Ягужинскому и удалось открыть убежище Авраама., но ландграф отказался выдать его, и он провел остаток жизни за границей. Веселовский был близким другом Вольтера, который также жил в Швейцарии. Много лет спустя Вольтер написал императрице Екатерине II письмо, в котором отзывался о Веселовском как об умном и образованном человеке. Екатерина разрешила Аврааму Павловичу, тогда уже почти столетнему старцу, вернуться в Россию, но он не воспользовался ее приглашением. Из уважения к памяти видного дипломата император Александр I в 1803 году назначил дочери Веселовского пенсию в сто голландских дукатов. Другие потомки Авраама также получали субсидии от русского двора вплоть до 1843 года, то есть также и при правлении явно не благоволившего к евреям Николая I .
Младшие братья Авраама тоже отличились на русской дипломатической службе.

Исаак Павлович Веселовский (1690-1754). Подобно старшему брату, начал свою службу в Посольском приказе. Падение Меншикова, его покровителя, сделало Исаака на время подозрительным в глазах правительства. В царствование Елисаветы Петровны он состоял учителем русского языка у наследника престола, великого князя Петра Феодоровича, был членом государственной коллегии иностранных дел.

Федор Павлович Веселовский. Также начал карьеру службой в Посольском приказе. В 1707 г. Петр назначил его секретарем посольства при князе Борисе Ивановиче Куракине, отправленном тогда же в Рим. Веселовский сопровождал князя во всех его поездках. В 1711 г. Куракин был отозван в Россию, а Веселовский переведен в копенгагенское посольство. Вскоре он получил приказ заведовать в Англии посольскими делами. В 1717 г. ему дано было звание резидента. Через Фёдора Веселовского также велись переговоры о соединении англиканской и восточной церквей; воспользовавшись ими, он построил в Лондоне православную церковь. Дело брата его, Авраама Павловича, вызвало смещение Фёдора с поста посланника в Англии. Ему велено было отправиться в Копенгаген на место секретаря посольства. На это повеление дипломат ответил отказом. Когда он возвратился в Россию, в точности не известно. При императрице Елисавете Петровне он состоял на военной службе, хотя иногда исполнял дипломатические поручения. В 1748 г. он был церемониймейстером двора, в 1760 г. — генерал-майором и куратором Московского университета. По воцарении Екатерины II он был уволен в отставку. Год смерти его неизвестен.

Яков Павлович Веселовский с 1719 года состоял секретарем при светлейшем князе А.Д. Меншикове и даже считался, несмотря на нелюбовь Меншикова к евреям, его любимцем. Интересно, что католические монахи ордена иезуитов, перечисляя десять причин, по которым затруднена деятельность их ордена в России, под номером семь написали: "Засилье евреев при Российском дворе". И в качестве примера иезуиты привели тот факт, что секретарем Меншикова служит еврей, имея в виду Якова Веселовского.
Среди потомков Веселовских — три действительных члена Российской и Советской Академии наук.