РодилÑÑ Ð² городке ÐлекÑандриÑ, недалеко от ХерÑона в ортодокÑальной еврейÑкой Ñемье. Ð Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸Ñ…Ð¸Ð¼ Ñпокойным мальчиком. Его отец Ðбрам Секунда был ÑтраÑтным театралом, и когда ÑÐµÐ¼ÑŒÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐµÑ…Ð°Ð»Ð° в Ðиколаев близ ОдеÑÑÑ‹, Ñтал поÑтоÑнным поÑетителем одеÑÑкого театра. ЧаÑто брал Ñ Ñобой и Шолома. С 12 лет Шолом пел в Ñинагоге и проÑлыл Ñамым молодым и ÑпоÑобным кантором. Ð’ 1907 году ÑÐµÐ¼ÑŒÑ Ñмигрировала в Ðмерику и поÑелилаÑÑŒ в Ðижнем ИÑÑ‚ Сайде. Ð’ 1912 году Шолом уÑтроилÑÑ Ð² еврейÑкий театр в Бруклине за 25 $ в неделю. Ðачал пиÑать пеÑни и вÑкоре их ему Ñтали заказывать извеÑтные еврейÑкие артиÑÑ‚Ñ‹ Дирижировал театральным оркеÑтром. СохранилÑÑ Ñнимок той поры: Шолом Ñ Ð¾Ñ€ÐºÐµÑтром во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑпектаклÑ. >>>
Ð’ 1919 году его приглаÑили работать в знаменитый еврейÑкий театр Гольдфадена. ПочувÑтвовав недоÑтаток музыкального образованиÑ, он поÑтупает в ИнÑтитут музыкального иÑкуÑÑтва и берёт чаÑтные уроки у извеÑтного композитора ÐрнÑта Блоха. Ð’ 1921 году уезжает в Филадельфию в еврейÑкий театр. Проработав в нём 3 года, перебралÑÑ Ð² Ðью-Йорк, где прожил и работал до конца жизни. ПиÑал музыку к ÑпектаклÑм, дирижировал оркеÑтром. Однажды пришёл в кафе «Ройал», Ñел за Ñвой Ñтолик, начертил на обратной Ñтороне меню нотные линейки и начал запиÑывать пришедшую ему в голову мелодию Ðазавтра показал её Ñвоему другу Якобу ЯкобÑу (Джейкобу ДжекобÑу на американÑкий манер). Тот загорелÑÑ Ð¸ тут же напиÑал Ñлова пеÑни. Так родилаÑÑŒ «Ба мир биÑÑ‚ ду шейн» (Â«Ð”Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ‚Ñ‹ ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ ÐºÑ€Ð°ÑиваÑ») ПеÑÐ½Ñ Ð²Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ была иÑполнена в мюзикле «Ме кен лебн нор ме лозт ништ»(«Можно было бы жить, да не дают»). Ðа премьере зрители уÑтроили овацию, прерывали Ñпектакль, Ñ‚Ñ€ÐµÐ±ÑƒÑ ÐµÑ‘ иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚Ð½Ð¾ на биÑ. Мюзикл не был уÑпешным и проÑущеÑтвовал только 1 Ñезон, а пеÑÐ½Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ð° и иÑполнÑетÑÑ Ð´Ð¾ Ñих пор. ТекÑÑ‚Ñ‹ на её мелодию ÑущеÑтвуют Ñамые разные от шуточных (Â«ÐœÐ¾Ñ ÐºÑ€Ð°Ñавица», которую иÑполнÑл УтёÑов») до антиÑемитÑкой «Старушка не Ñпеша…») Ðа руÑÑком Ñзыке наиболее извеÑтен вариант « Ð’ кейптаунÑком порту…». Ð’ 1937 году молодой музыкант СÑмми Кан убедил Ñвоего Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð¾Ð´Ð°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¾Ð±Ñ€ÐµÑти права на неё за 30 $ и 24 ноÑÐ±Ñ€Ñ 1937 года малоизвеÑтное тогда трио ÑеÑÑ‚Ñ‘Ñ€ ÐÐ½Ð´Ñ€ÑŽÑ Ð¸Ñполнило пеÑню на английÑком Ñзыке. От первоначального текÑта оÑталоÑÑŒ лишь название и Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ñтрочка припева. ПеÑÐ½Ñ Ñтала хитом в СШР(а затем и во вÑём мире), а ÑÑ‘Ñтры ÐÐ½Ð´Ñ€ÑŽÑ â€“ знаменитыми. Владельцы прав заработали на пеÑне Ñвыше 3-Ñ… млн. долларов. Её иÑполнÑли такие знаменитые певцы, как Ðлла Фицджеральд, Гай Ломбардо, Бенни Гудман, Джуди Гарленд и ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¤. Киркоров. Ð’ 1961 году копирайт* на « Bai Mir Bist Du Schon» иÑтёк и права на пеÑню вернулиÑÑŒ к авторам. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ 2 мировой войны пеÑню иÑпользовали Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¾Ð¹ пропаганды. Ð. ФидровÑкий напиÑал пародийный текÑÑ‚ «Барон фон дер Пшик» .
Самый извеÑтный в РоÑÑии текÑÑ‚ напиÑал Павел Гандельман. Ðвтор Ñтого текÑта родилÑÑ 22 Ð¼Ð°Ñ 1924 в Ленинграде. Ð’ 1941 г. поÑтупил в Военно-морÑкую медицинÑкую Ðкадемию. Его ÐºÑƒÑ€Ñ Ñ†ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð¼ в 1942 ушел на фронт под Сталинград. Из 205 человек вернулаÑÑŒ половина. Ð’ 1948 году окончил Ðкадемию, Ñлужил военно-морÑким, а затем военным врачом в разных меÑтах. Ð’ 1970 году демобилизовалÑÑ. 20 лет проработал в ПедиатричеÑком инÑтитуте, Ñ 1990 г. на пенÑии. Ð’ школьные годы Павел Гандельман занималÑÑ Ð² Ñозданном под Ñгидой С.Я.Маршака, Доме детÑкой литературы на ИÑаакиевÑкой площади. Ð’ 9 клаÑÑе в 1940 г. им была напиÑана пеÑÐ½Ñ "Ð’ КейптаунÑком порту", (авторÑкое название "Жанетта"). Задумана она была под впечатлением очень популÑрных тогда пеÑен, таких как "Девушка из маленькой таверны..." РебÑÑ‚ заинтереÑовало, откуда берутÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ пеÑни, и они решили провеÑти ÑкÑперимент. ВмеÑте Ñ Ð¢Ñ€ÑƒÐ´Ð¾Ñлавом ЗалеÑовым, Ñтали пиÑать на мелодию пеÑни Леонида УтёÑова "КраÑавица моÑ", первоиÑточником которой, в Ñвою очередь, была пеÑÐ½Ñ Ð¨Ð¾Ð»Ð¾Ð¼Ð° Секунды "Бай мир биÑту шейн". ÐвторÑкий текÑÑ‚ Ñовершенно отличаетÑÑ Ð¾Ñ‚ общеизвеÑтного. Ð’ 1997 г. была передача по Радио РоÑÑии, Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñ‚Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ðдуардом УÑпенÑким. Ð’ ней раÑÑказывалаÑÑŒ иÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñтой пеÑни, Ñпеты оба варианта: авторÑкий и общеизвеÑтный.
Секунда в 1940 году работал на радио. С 1945 по 1973 гг. был музыкальным руководителем Concord Hotel, где ÑтавилиÑÑŒ многие Ñпектакли на Ñзыке идиш. Создал музыку к неÑкольким кинофильмам. Ð’ поÑледние годы ÑочинÑл Ñерьёзную музыку. ÐапиÑал Ñкрипичный концерт и, 2 кантаты и неÑколько крупных произведений. Он также напиÑал в 1922 году пеÑню на Ñлова ÐÐ½ÑˆÐµÐ»Ñ Ð¨Ð¾Ñ€Ð°, не менее знаменитую в еврейÑкой Ñреде, чем Bai mir… ПеÑÐ½Ñ Ñта называлаÑÑŒ « Майн идише мейделе» (Â«ÐœÐ¾Ñ ÐµÐ²Ñ€ÐµÐ¹ÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñ‡ÐºÐ°Â»). ПоÑле раÑпада СССРна Ñту мелодию поÑвилÑÑ Ñ€ÑƒÑÑкий текÑÑ‚: «МоÑква златоглаваÑ». ПеÑÐ½Ñ Ð² руÑÑком варианте очень популÑрна Ñреди роÑÑийÑкой Ñмиграции поÑледней волны. УчаÑтвавал Секунда также в Ñоздании очень извеÑтной «Чири бим, Чири бом». Шолом Секунда был женат на танцовщице Бетти Ðлмер. У них родилиÑÑŒ 2 Ñына. Умер композитор, немного не дожив до Ñвоего 80-ти летиÑ. Похоронен в Ðью-Йорке на еврейÑком кладбище Монтефиоре. Кадиш на его могиле пел великий певец Ричард Такер.