Оговорюсь сразу:
анкетные данные В.М. Бобовича, которые я с трудом смог найти, очень скудные. Нет сомнений в том, что он родился в еврейской семье. Скорее всего. его предки вышли из деревни Бобовичи, что в Гомельской области Белоруссии. Служил в Красной Армии и служил, видимо, неплохо, раз встретил ВОВ в чине полковника и в должности нач. штаба дивизии. Медаль 20 лет РККА, которую можно видеть у него на груди, тоже тогда просто так не давалась. . 67-я дивизия, в которой он занимал высокую должность, имела личный состав порядка 7000 человек, некоторое количество (небольшое) бронетехники и артиллерии и должна была обеспечивать оборону прибрежной полосы от государственной границы с Германией до Рижского залива. Штаб дивизии базировался в городе Лиепая (Либава). Лиепайская ВМБ* была маневренной базой Балтийского флота. После нападения Германии на СССР, угроза захвата Лиепаи возникла в первые же дни войны, поскольку до города Мемель (Клайпеда, Литва), отошедшего к Германии в 1939 году, было всего 100 км. И, действительно, уже 22 июня в 4 часа утра немецкие войска при поддержке танков, авиации и артиллерии начали наступление на приморском направлении. Вражеские самолеты нанесли бомбовый удар по Лиепае. В течение дня зенитная артиллерия и авиация Лиепайской ВМБ* отразили 15 воздушных налетов противника, в которых участвовало до 135 самолетов (было сбито 3). Части 67-й стрелковой дивизии и погранвойск при поддержке авиации КБФ вели тяжелые оборонительные бои.
Выполняя приказ, защитники Лиепаи продолжали героически оборонять город, несмотря на превосходящие силы противника. 25 июня в бою погиб генерал-майор Н. А. Дедаев. Командование дивизией и обороной города принял полковник В.М. Бобович. Он сумел организовать отражение непрерывных атак немцев, практически со всех направлений. Но, уже 26 июня немецкие части прорвались к судоремонтному заводу «Тосмаре», обошли город и вышли к морю севернее Лиепаи, которая оказалась в огненном кольце окружения. Командующий Северо-Западным фронтом приказал оставить Лиепаю.
Вечером было решено прорываться на соединение с основными частями Красной Армии. План предусматривал нанесение удара в направлении Виндавы (Венспилса). С этой целью было сформировано два отряда. Первый отряд (командир майор Кожевников) должен был прорываться вдоль морского побережья. Второй отряд (командир полковник Бобович) шел на прорыв несколько правее. В него входили остатки 281-го стрелкового полка, 242-й гаубичный артполк, 43-й и 393-й зенитные дивизионы, подразделения восточного и южного участков обороны, Перед прорывом в городе по возможности, уничтожалось запасы топлива и другое военное имущество, были взорваны корабли, стоящие на ремонте и неспособные самостоятельно прорываться морем. Владимир Бобович погиб во время прорыва. Из окружения пробились около 2.000 человек. В составе одной из групп прорыва был и генерал-майор береговой службы И.А.Благовещенский - начальник Военно-Морского училища ПВО. 7 июля он вместе с несколькими курсантами был схвачен айзсаргами* в 60 км севернее Либавы и передан немецкому командованию. В плену он вел себя недостойно: перешёл на сторону врага, став генерал-майором РОА*. и членом власовского Комитета освобождения народов России. После войны он попал в руки СМЕРШ и был повешен 1 августа 1946 года вместе с А.А.Власовым.
Я не ставил своей целью описание всех аспектов шестидневной обороны города Лиепая в 1941 г. Мне хотелось поставить имя И.М. Бобовича, находящееся несколько в тени, на то место, которое он заслуживает, как активный участник этой обороны. В 1971 году почта СССР выпустила марку, посвящённую 30-ти летию обороны гор. Лиепая.