РуÑÑкий авангард Ñтал первым и единÑтвенным течением в культуре РоÑÑии, которое было воÑтребовано мировой цивилизацией. Ðль ЛиÑицкий входил в деÑÑтку творцов Ñтого ÑтилÑ. Его работы на Западе пользуютÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼ ÑпроÑом, в то времÑ, как в РоÑÑии они лежат в запаÑниках музеев. Он был одновременно художником, архитектором и фотографом и заложил оÑновы Ñовременного дизайна.
РодилÑÑ Ð›Ð°Ð·Ð°Ñ€ÑŒ (ÐлиÑзер) Маркович ЛиÑицкий в еврейÑкой Ñемье на Ñтанции Починок близ СмоленÑка. Ð Ð¾Ñ Ð² белоруÑÑком ВитебÑке. Первые шаги в иÑкуÑÑтве Ñделал в 1903 году в чаÑтной школе риÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ живопиÑи, оÑнованной в 1892 году еврейÑким художником Ю.Ðœ. ПÑном. Ðто было первое в РоÑÑии еврейÑкое художеÑтвенное училище. Затем, окончив в 1909 году реальное училище в СмоленÑке, Лазарь поÑтупил на архитектурный факультет Ð’Ñ‹Ñшей техничеÑкой школы в Дармштадте (ГерманиÑ). Ð’ 1912-1913 гг Ñовершил поездки в Париж и в Италию. ВернувшиÑÑŒ в РоÑÑию поÑле начала Первой мировой войны, продолжил учёбу в РижÑком политехничеÑком инÑтитуте, который вÑкоре был Ñвакуирован в МоÑкву. Ðачал работать в МоÑковÑком архитектурном бюро. Ð’ 1916 году уехал в ÑтнографичеÑкую ÑкÑпедицию по изучению быта евреев, живущих вдоль Днепра. ПоÑле революции 1917 года организовывал выÑтавки профеÑÑионального еврейÑкого иÑкуÑÑтва. ИллюÑтрировал и оформлÑл книги на идише Ñтав одним из оÑнователей авангардного ÑÑ‚Ð¸Ð»Ñ Ð² еврейÑкой книжной иллюÑтрации. Ð’ 1918 году в Киеве ЛиÑицкий Ñтал одним из оÑнователей «Култур-лиге»— авангардного художеÑтвенного и литературного объединениÑ, Ñтавившего Ñвоей целью Ñоздание нового еврейÑкого национального иÑкуÑÑтва.
По его ÑÑкизу было иÑполнено Ð—Ð½Ð°Ð¼Ñ Ð’Ð¦Ð˜Ðš, вручаемое подразделениÑм КраÑной Ðрмии за боевые заÑлуги.
Ð’ 1918 году ЛиÑицкий получил диплом архитектора и уехал в Киев, затем в ВитебÑк, где руководил архитектурной маÑтерÑкой и маÑтерÑкой печатной графики в Ðародном художеÑтвенном училище. Руководил училищем Марк Шагал, который и приглаÑил ЛиÑицкого. Ð’ 1920 году Лазарь взÑл Ñебе пÑевдоним Ðль ЛиÑицкий. Ð’ конце Ñтого года вернулÑÑ Ð² МоÑкву и преподавал в маÑтерÑких Ð’Ñ‹Ñшего художеÑтвенно-техничеÑкого училища.
Ðто было времÑ, когда из фантаÑтичеÑкой ÑмеÑи еврейÑких традиций и открытий новой жизни возникло авангардное художеÑтвенное движение небывалой творчеÑкой Ñилы, Ñтавшее одним из важнейших начал Ñовременной культуры . Общим Ð´Ð»Ñ Ñ€ÑƒÑÑкого авангарда был радикальный отказ от культурного наÑледиÑ, полное отрицание преемÑтвенноÑти в художеÑтвенном творчеÑтве и Ñочетание духа нигилизма и революционного романтизма Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑкой Ñнергией, направленной на Ñоздание принципиально нового в иÑкуÑÑтве. Ðль ЛиÑицкий был в первой деÑÑтке Ñоздателей нового течениÑ. Он разрабатывал проекты горизонтальных небоÑкрёбов, Ñоздавал плакаты необычного революционного ÑтилÑ. Правда, единÑтвенным зданием. поÑтроенным в 1930-32 гг. по его проекту, была Ñ‚Ð¸Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð¶ÑƒÑ€Ð½Ð°Ð»Ð° «Огонёк». ОÑенью 1921 года был командирован в Берлин Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ уÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ð¾Ð² Ñ Ð´ÐµÑтелÑми культуры Европы. Сыграл большую роль в зарождении ÑвÑзей руÑÑкого авангарда Ñ Ð±ÐµÑ€Ð»Ð¸Ð½Ñкой группой дадаиÑтов*.
Ð’ 1927 году оформлÑл Ð’ÑеÑоюзную полиграфичеÑкую выÑтавку в МоÑкве и проÑвил ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº толковый руководитель творчеÑкого коллектива. Он ÑтановитÑÑ Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‰Ð¸Ð¼ маÑтером ÑоветÑкого выÑтавочного дизайна. Под его руководÑтвом было оформлено неÑколько международных выÑтавок, в которых учаÑтвовал СССР. Ð’ 1935 году Ðль ЛиÑицкий был назначен главным художником Ð’ÑеÑоюзной С/Ð¥ выÑтавки, трудилÑÑ Ð½Ð°Ð´ проектом главного павильона. Работал в облаÑти книжной графики и журнального дизайна. Готовил к изданию альбомы: «15 лет СССР», «15 лет РККÐ*», «СССРÑтроит Ñоциализм». С 1932 года был художником-оформителем журнала «СССРна Ñтройке», издаваемый на 4-Ñ… Ñзыках. Ð’ начале ВОВ, уже будучи Ñмертельно больным изготовил неÑколько военных плакатов. Ð’ 2003 году в Германии вышла марка поÑвÑÑ‰Ñ‘Ð½Ð½Ð°Ñ Ðль ЛиÑицкому и Культурной Лиге.